ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №71
Кировского района Санкт-Петербурга
198152, Санкт-Петербург, улица Краснопутиловская, дом 17, лит. А
8-812-783-33-95
dou71.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №71

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Организация досуга детей летом

  1. Подходите серьезно к планирование досуга ребенка летом.
  2. Постарайтесь свести к минимуму время проведения его перед телевизором или за компьютером, увеличьте количество и продолжительность прогулок.
  3. Подберите картотеку подвижных, дидактических игр, которые можно будет предложить ребенку во время прогулки.
  4. Учитывайте склонность ребенка к активным видам отдыха при планировании досуга.
  5. Организуйте прогулки, игры, занятия на свежем воздухе вдали от проезжих дорог, транспорта, промышленных предприятий.
  6. Не меняйтепо возможности режим дня ребенка в летний период. В противном случае ему сложно будет адаптироваться к режиму детского сада.
  7. Помните о б обеспечении безопасности жизни и здоровья ребенка, т.к. летом увеличивается риск детского травматизма.
  8. Проводите беседы с ребенком о правилах поведения на улице, игровой или спортивных площадках, в лесу, на водоеме, в общественном транспорте и т.д. Напомните об угрозе, которую представляют собой бездомные животные, ядовитыфе ягоды и грибы.
  9. Проверяйте исправность спортивного снаряжения (велосипеда, роликовых коньков, сомокати, бадминтона и др.) перед выходом на прогулку. Это поможет избежать травм.
  10. Организуйте не только прогулки, походы, купания в водоемах, но и познавательные экскурсии, т.к. ребенок одинаково нуждается в удовлетворении потребности в движении и познании окружающего его мира.
  11. Обязательно делайте что-нибудь с ребенком. Ваше общение станет более эмоциональным и улутшит детско-родительские отношения.

Важные правила в летний период

  1. Используйте лето для закаливания и оздоровления детей.
  2. Не забывайте соблюдать режим дня ребенка в летний период.
  3. Не лишайте его дневного сна.
  4. Следите за рационом и свежестью продуктов, т.к. многие из них летом быстро портятся.
  5. Включайте в рацион ребенка больше свежих фруктов, овощей, ягод. Помните, что употреблять немытые продукты нельзя.
  6. Давайте ребенку четверть стакана воды за 15 минут до приема пищи, что бы повысить аппетит и утолить жажду.
  7. Не забывайте брать с собой воду, отправляясь с ребенком на длительную прогулку или в поход. Помните, что употреблять воду из случайных истоников нельзя!
  8. Одевайте ребенка в соответствии с температурой воздуха.
  9. Не забывайте надеть ребенку головной убор, отправляя на прогулку или в детский сад.
  10. Наблюдайте за состоянием ребенка при длительном прибывании на открытой площадке, при солнечной погоде. Если ребенок пожаловался на плохое самочувствие, переместитесь с ним под навес или в тень.
  11. Напомните ребенку основные правила поведения перед прогулками в лес: "при переходе через дорогу, держать взрослого за руку", "не уходить далеко, бытиь в поле видимости взрослого", "Не рвать и не есть, грибы, ягоды, растения" и т.д..
  12. Следите за тем, чтобы ребенок вымыл руки после прогулки. Соблюдение элементарных правил убережет его от кишечных инфекций.
  13. Осматривайте ребенка на предмет укусов насекомых, в частности клещей, после прогулки и посещения леса.
  14. Немедленно обратитесь к врачу, если заметили клеща на теле ребенка.
  15.  Заранее продумывайте деятельность ребенка в течение дня, чтобы удовлетворить его потребности  в движении и познании окружающего мира.
  16. Выделяйте в режиме дня ребенка наблюдений, эксперементирования, продуктивной деятельности (например рисование на свежем воздухе и т.д.).
  17. Не забудьте ознакомится с рекомендациями по организации досуга ребенка в летний период, оказанию первой медицинской помощи (при укусах, отравлениях, солнечном и тепловом ударах), правилами поведения в лесу, на водоемах, на дорогах и улицах.

Правила поведения в лесу

  1. Предупредите кого-нибудь из друзей, родственников или соседей, о том, что вы сдетьми отправляетесь в лес или на пикник.
  2. Продумайте заранее, что взять с собой: спички, нож, зонт, компас, длждевой плащ, заряженный телефон, дополнительный аккумулятор, фонарик, карту, еду и т.д.
  3. Наденьте яркую одежду и легкую, удобную обувь. Желательно, чтобы на обежде были приметные рисунки или светоотражающиеся элементы.
  4. Возьмите с собой теплую одежду, если планируете длительную прогулку в лесу.
  5. Проведите с детьми инструктаж, правила поведения на прогулке, в лесу.
  6. Не отпускайте одних детей на прогулку в лес.
  7. Следите за передвижением детей во время прогулки. Не оставляйте их в лесу без присмотра.
  8. Делайте перекличку, в т.ч. в игровой форме, и пересчет группы, если много детей.
  9. Ведите себя тихо в лесу, чтобы не напугать лесных жителей.
  10. Объясните детям, что в лесу нельзя рвать цветы, ломать деревья, ловить насекомых ради забавы.
  11. Напомните им о том, что нельзя пробовать на вкус ягоды, грибы, растения, а также приближаться к животныи и змеям.
  12. Не мусорите в лесу.
  13. Не сжигайте мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов. Заберите его с собой. Бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно сжечь.
  14. Не бросайте горячие спички и окурки, бутылки или осколки стекла. Все это может спровоцировать пожар в лесу.
  15. Не разводите костры в местах с сухой травой и не выжигайте траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
  16. Если вы обнаружили очаг небольшого пожара, которые оставили другие отдыхающие, попытайтесь погасить его с помощью подручных средств (земли, воды, песка, веника из зеленых листьев, одежды).
  17. Разведите костер для приготовления пищи на открытой поляне. Окольцуйте место для разведения костра минерализованной полосой шириной не менее 0,75 - 1 метра. Не забудьте о первичных средствах пожаротушения (2 - 3 лопаты, ведра).
  18. Не используйте для розжига костра, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости  и не оставляйте без присмотра недогоревший костер.
  19. Не подпускайте детей близко к огню и горячим предметам.
  20. Засыпте костер песком или землей, залейте его водой до полного прекращения тления перед уходом домой.
  21. Расскажите детям о том, как обозначить свое местоположение в лесу, если потерялся.
  22. Не уходите с места, где остановились, если кто-либо из компании потерялся. Попытайтесь докричаться до него.
  23. Не паникуйте, если заблудились. В спокойном состоянии, вы быстрее найдете дорогу.
  24. Попытайтесь определить направление, откуда вы пришли.
  25. Прислушивайтесь, возможно, вы услышите крики людей, шум машин.
  26. Идите по течению воды, если вы находитесь у водоема.
  27. Ориентируйтесь по деревьям, мху, растениям: мхи и лишайники растут с северной стороны деревьев; годовые кольца на пнях толще с южной стороны; кроны деревьев с южной стороны гуще; муровейники располагаются с южной стороны деревьев и пней.
  28. Звоните родным или в службу спасения (телефон 112 или 01), если самостоятельно выбраться не смогли.

Как научить ребенка делать подарки

  1. Формируйте у ребенка желание отдавать, делится (например, своими игрушками со сверстниками), делать приятное окружающим с раннего детства.
  2. Расскажите ребенку, что подарки любят и дети, и взрослые. Что подарки - это вещь, которую мы дарим по собственному желанию и навсегда.
  3. Объясните, что подарки дарят не только на праздник (день рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.), но и чтобы выразить благодарность, признательность, любовь, дружбу, симпатию, сочувствие.
  4. Объясните ребенку, что подарок необязательно должен быть большим, дорогим, купленным в магазине и т.д. Его можно сделать своими руками. Пусть это будет поделка или рисунок, которую он сможет сам подарить кому-то из членов семьи. Кроме того, для этого не нужно ждать особого повода.
  5. Не заставляйте ребенка делать подарок, он должен захотеть этого сам.
  6. Искренне благодарите ребенка за сделанный подарок. Это закрепит у него желание что-то подарить в дальнейшем.
  7. Приобщайте ребенка к совместному выбору подарков для всех членов семьи. Расскажите, что нужно учитывать разные обстоятельства: соответствие подарка поводу, возрасту, полу, пожеланиям и интересам того, кому он предназначается, оригинальность, полезность подарка.
  8. Объясните, что дарить нужно то, что интересно и необходимо одаряемому, а не самому дарителю, а также то, что подарки дарят не за поступки, аиз-за отношения к человеку.
  9. Привлекайте ребенка к оформлению подарка, его упаковке и вручению. Вкладывая свой труд, фантазию, частичку души, украшая подарочную коробку, он научится получать от этого удовольствие, не будет бояться высказывать пожелания.
  10. Привлекайте ребенка к участию в семейных поздравлениях. Со временем, это станет для него нормой, и ему не придется напоминать о том, что нужно поздравить маму с днем рождения, 8 марта и т.д.
  11. Прививайте ребенку умение получать подарки: учите говорить слова благодарности, проявлять внимание к подаренному, разворачивать упаковку при получении и т.д.
  12. Не допускайте демонстративную оценку и обсуждению подарка, если он вам не понравился при ребенке. В противном случае он быстро научится крпировать такое поведение, и однажды вам придется из-за этого краснеть

Рабочая программа учителя-логопеда

Преодоление фонетических нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся (воспитанникам) ДОУ по преодоление фонетических нарушений речи.

Основными задачами Логопедического пункта являются:

  • Своевременно выявлять нарушения развития речи воспитанников; определять их уровень и характер.
  • Устранять фонетические нарушения.
  • Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).

Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопедический пункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Продолжительность занятий для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста) составляет: 

  • индивидуальных 10 – 15  минут,
  • подгрупповых 20 – 25 минут. 

Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников.

Комплектование Логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу. В первую очередь в Логопедический пункт ДОУ зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы ДОУ ежедневно в часы, свободные от НОД в режиме дня по графику, утвержденному приказом руководителя ДОУ.

Учитель-логопед самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально-ориентированные коррекционные мероприятия.

Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 


Содержание коррекционной работы в подготовительной группе

Разделы, задачи

Совместная деятельность с

детьми

Совместная деятельность с родителями

Развитие общих речевых навыков

 развитие речевого дыхания;

 формирование умения произвольно изменять силу, тембр, высоту голоса;

 формирование навыка голосовоспроизведения на мягкой атаке, в спокойном темпе;

 совершенствование дикции, интонационной выразительности речи.

 игры и упражнения, направленные на формирование общих речевых навыков;

 имитационные упражнения

 информационная поддержка родителей;

 разучивание скороговорок чистоговорок, четверостиший

Развитие произносительной стороны речи

 активизация и совершенствование движений речевого аппарата;

 формирование правильного уклада отсутствующих и искаженно произносимых звуков, автоматизация их

 артикуляционная гимнастика;

 речевые упражнения;

 дидактические игры, направлены на формирование произносительной стороны

 имитационные упражнения правильное звукопроизношение

 консультация логопеда;

 разучивание скороговорок чистоговорок, четверостиший, позволяющих закрепить на уровне слогов, слов, предложений. речи;

Развитие фонематической стороны речи

и навыков языкового анализа и синтеза

 упражнения в различении на слух гласные и согласные звуки;

 определения наличия или отсутствия звука в слове;

 формирование умения определять позицию гласного и согласного звука в слове;

 обучение навыкам элементарного языкового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных слов.

 обучение, объяснение, повторение;

 дидактические игры;

 упражнения и задания для формирования элементарных умений по языковому анализу и синтезу

 информационная поддержка родителей;

 упражнения и задания для формирования элементарных умений по языковому анализу и синтезу

Развитие слоговой структуры слова

 закрепление навыка практического употребления различныхслоговых структур и слов доступного звукослогового состава

 дидактические игры;

 речевые упражнения и задания для формирования правильной слоговой структуры слов;

 игры с элементами соревнования

 консультация логопеда

Развитие лексической стороны речи

 расширение, уточнение, активизация словарного запаса на основе систематизации и обобщении знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем;

 введение в речь сложных, многозначных слов. Знакомство со словами в переносном значении, однокоренными;

 обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными;

 продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами;

 введение в речь простых и сложных предлогов.

 дидактические игры по формированию пассивного и активного словарного запаса;

 разучивание стихотворений

 чтение и разучивание стихов

Совершенствование грамматического строя

 совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;

 формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени;

 закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;

 формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме простого будущего и сложного будущего времени.

 дидактические игры, направленные на формирование грамматической стороны речи;

 речевые задания, упражнения;

 разучивание

 чтение и разучивание стихов;

 беседа

Развитие связной речи

 повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков;

 расширение навыка построения разных типов предложений;

 обучение распространению предложения введением в него однородных членов;

 упражнение в составлении наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

 обучение составлению коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов – описаний, пересказов;

 совершенствование навыка ведения подготовленного диалога.

 дидактические игры;

 творческие задания;

 коммуникативные тренинги;

 моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

 информационная поддержка родителей

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

 ознакомление с гласными и согласными буквами;

 формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения с этими буквами;

 обучение написанию.

 дидактические игры, позволяющие подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения;

 задания и упражнения, способствующие овладению грамотой;

 ребусы;

 кроссворды.

 информационная поддержка родителей;

 беседы, рекомендации.

Предполагаемые результаты логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи с обучающимися (воспитанниками)подготовительной к школе группы:

  • Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильное оформление звуковой стороны речи.
  • Правильная передача слоговой структуры слов, используемых в речи.
  • Использование в самостоятельной речи простые распространенные и сложные предложения, владение навыками объединения их в рассказ.
  • Владение элементарными навыками пересказа.
  • Владение навыками диалогической речи.
  • Владение навыками словообразования.
  • Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка.
  • Использование в общении слов различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений)
  • Нахождение в предложении слова с заданным звуком, определение места звука в слове.
  • Различение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
  • Называние последовательности слов в предложении, слогов и звуков в словах.
  • Осуществление элементарного звукового анализа и синтеза.
  • Владение элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов, коротких предложений.

Рабочие программы

  1. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) 
  2. Старшая группа (от 5 до 6 лет) 

Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:

  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
  • По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
  • По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп», «Рождественская звезда», «Наш любимый поэт Пушкин»
  • По обеспечению преемственности дошкольного общего и начального общего образования «Здравствуй, школа!»

Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:

  • Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
  • Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
  • Конкурс портретов «Моя мама»
  • Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
  • По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
  • По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
  • Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
  • По физическому развитию «Весёлые старты»
  1. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:

  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
  • По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
  • По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп», «Рождественская звезда», «Наш любимый поэт Пушкин»
  • По обеспечению преемственности дошкольного общего и начального общего образования «Здравствуй, школа!»

Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:

  • Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
  • Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
  • Конкурс портретов «Моя мама»
  • Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
  • По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
  • По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
  • Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
  • По физическому развитию «Весёлые старты»

По воспитанию уважения к традициям своей семьи и к сверстникам и созданию положительного микроклимата в группе:

  • «Моя любимая игрушка»
  • «День рождения»
  • «Моя любимая книжка»
  • «Альбом выходного дня»
  1. Младшая группа (от 3 до 4 лет) 

Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:

  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
  • По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
  • По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп»

Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:

  • Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
  • Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
  • Конкурс портретов «Моя мама»
  • Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
  • По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
  • По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
  • По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
  • Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
  1. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне группы:

  • Поделки из природного материала «Дары осени».
  • Поделки из бросового материала «Новогодняя игрушка»
  • «Покормите птиц зимой»
  • «Сигналы светофора»
  • «Четыре времени года»
  • «Мир вокруг меня»

{spoiler title=Младшая группа (от 3 до 4 лет) opened=0}

Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4 лет

В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.

Дети уже могут постепенно выходить за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В этом возрасте развивается перцептивнаядеятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия —переходят ксенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5- 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Параметры описания социальной ситуации развития

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом.

Две сферы социальных отношений:

1. «ребенок – взрослый»

2. «ребенок – дети»

  • Ребёнок – является субъектом самостоятельной деятельности и социальных отношений, усваивает нормы поведения, а также различных форм общения, может утешать, сопереживать, помогать сверстникам.
  • Роль взрослого остаётся главной.

Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми

  • Ситуативная форма общения.
  • Ребёнок стремится заинтересовать собой и изобретает разные способы привлечения к себе внимания.
  • Стремится сравнивать действия другого со своими.

Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

  • Ребёнок становится более самостоятельным, овладевает элементарной культурой поведения, вступает в новую эпоху своей жизни, который принято называть дошкольное детство.

Ведущий вид деятельности

Игровая деятельность

Развитие психических функций:

  1. Восприятие
  2. Память
  3. Мышление
  4. Речь
  • Восприятие. Ребёнок различает сенсорные эталоны.
  • Память. Может произвольно запоминать до 4 предметов.
  • Мышление. Различает, сравнивает и обобщает предметы по форме, величине и цвету.
  • Речь. Высказывает простейшие суждения о явлениях предметов окружающего мира, употребляет практически все части речи.

Особенности личности:

  1. Эмоциональная сфера
  • Эмоционально зависим от физического комфорта.
  • Выражает и распознает различные эмоции.

Кризис:

  1. Суть кризиса: в чем противоречия;
  2. Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе
  • Кризис трёх лет. Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.

Поведение взрослого в кризисе ребенка

  • Главное, что необходимо сделать взрослому, – сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе.
  • Если с чем-то он не справляется – поддержать его желание добиться результата.
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим.
  • Необходимо помочь ребенку справиться с самим собой, чаще предоставлять ему право самому выбирать, что и как он будет делать.
  • Помощь малышу в сложной ситуации:
  • попытаться встать на его место;
  • почувствовать его состояние;
  • выразить словами его состояние.
  • Воспитывать у себя эмпатию, ее проявление в отношении ребенка будет ему большим подспорьем при разрешении различного рода проблем.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.

Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. 

Приучать детей общаться спокойно, без крика. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). 

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.


Ребенок в семье и сообществе

Образ Я.

Постепенно формировать образ Я.

Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья.

Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Детский сад.

Обращать внимание детей:

  • на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
  • на различные растения, на их разнообразие и красоту

Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе.

Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.

Формировать у детей:

  • чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
  • уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
  • бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.
  • положительное отношение к детскому саду.

  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

    Культурно-гигиенические навыки.

    Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения вовремя еды, умывания.

    Приучать детей:

    • следить за своим внешним видом;
    • правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;
    • насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

    Формировать элементарные навыки поведения за столом: 

    • умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
    • не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

    Самообслуживание.

    Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, 35 вешать предметы одежды и т. п.).

    Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

    Общественно-полезный труд.

    Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

    Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:

    • готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.),
    • после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

    Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

    Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

    Труд в природе.

    Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

    Уважение к труду взрослых.

    Формировать положительное отношение к труду взрослых.

    Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

    Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

    Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 

    Формирование основ безопасности

    Безопасное поведение в природе.

    Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

    Знакомить с правилами поведения в природе:

    • не рвать без надобности растения,
    • не ломать ветки деревьев,
    • не трогать животных и др. 

    Безопасность на дорогах.

    Расширять ориентировку в окружающем пространстве.

    Знакомить детей с правилами дорожного движения.

    Учить различать:

    • проезжую часть дороги,
    • тротуар,
    • понимать значение зеленогожелтого и красного сигналов светофора.
    • переходить дорогу, держась за руку взрослого.

    Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах:

    Знакомить с работой водителя. 

    Безопасность собственной жизнедеятельности.

    Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

    Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

    Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами:

    • не засовывать предметы в ухо, нос;
    • не брать их в рот.

    Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

    Формировать навыки безопасного поведения в играх:

    • с песком,
    • с водой,
    • со снегом. 

    Формирование элементарных математических представлений

    Количество.

    Развивать умение видеть общий признак предметов группы:

    • все мячи – круглые,
    • эти – все красные,
    • эти — все большие и т. д.

    Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; 

    1. различать понятия
      1. «много»,
      2. «один»,
      3. «по одному»,
      4. «ни одного»;
    1. находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
    2. понимать вопрос

     .         «Сколько?»;

    1. при ответе пользоваться словами

     .         «много»,

      1. «один»,
      2. «ни одного».

    Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

    Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

    Учить понимать вопросы: 

    • «Поровну ли?»,
    • «Чего больше (меньше)?»;

    Отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: 

    • «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше»
    • «Кружков столько же, сколько грибов».

    Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

    Величина.

    Сравнивать предметы:

    1. контрастных и одинаковых размеров;
    2. при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения:
    1. длине,
      1. ширине,
      2. высоте,
    1. величине в целом, обозначать результат сравнения словами:
      1. длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине,
      2. широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине,
      3. высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте,
      4. большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.

    Форма.

    Познакомить детей с геометрическими фигурами: 

    • кругом,
    • квадратом,
    • треугольником.

    Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

    Ориентировка в пространстве.

    Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними, различать пространственные направления от себя: 

    • вверху – внизу,
    • впереди — сзади (позади),
    • справа — слева.

    Различать правую и левую руки.

    Ориентировка во времени.

    Учить ориентироваться в контрастных частях суток: 

    • день – ночь,
    • утро – вечер. 

    Развитие речи

    Развивающая речевая среда.

    Продолжать помогать детям, общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений:

    • спроси,
    • выясни,
    • предложи помощь,
    • поблагодари и т. п..

    Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу:

    • «Скажите: „Проходите, пожалуйста“»,
    • «Предложите: „Хотите посмотреть...“»,
    • «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“».

    В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом:

    • «Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»,
    • «Предложи Саше сделать ворота пошире»,
    • «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“».

    В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания:

    • картинки,
    • книги,
    • наборы предметов.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

    Формирование словаря.

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

    Уточнять названия и назначение предметов:

    • одежды,
    • обуви,
    • головных уборов,
    • посуды,
    • мебели,
    • видов транспорта.

    Учить детей различать и называть существенные

    1. детали и части предметов:
      1. у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы,
    1. качества:

     .         цвет и его оттенки,

      1. форма,
      2. размер,
    1. особенности поверхности:
      1. гладкая,
      2. пушистая,
      3. шероховатая,
    1. некоторые материалы и их свойства:

     .         бумага легко рвется и размокает,

      1. стеклянные предметы бьются,
      2. резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму,
    1. местоположение:
      1. за окном,
      2. высоко,
      3. далеко,
      4. под шкафом. 

    Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы:

    1. тарелка — блюдце,
    2. стул — табурет — скамеечка,
    3. шуба — пальто — дубленка.

    Учить понимать:

    1. обобщающие слова:
      1. одежда,
      2. посуда,
      3. мебель,
      4. овощи,
      5. фрукты,
      6. птицы и т. п.;
    1. называть части суток:
      1. утро,
      2. день,
      3. вечер,
      4. ночь;
    1. называть домашних животных и их детенышей,
    2. овощи и фрукты

    Звуковая культура речи.

    Продолжать учить детей внятно произносить в словах:

    1. гласные:
      1. а,
      2. у,
      3. и,
      4. о,
      5. э
    1. и некоторые согласные звуки:

     .         п — б — т — д — к — г;

      1. ф — в;
      2. т — с — з — ц. 

    Развивать:

    • моторику речедвигательного аппарата,
    • слуховое восприятие,
    • речевой слух и речевое дыхание,

    уточнять и закреплять:

    1. артикуляцию звуков.

    Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

    Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Грамматический строй речи.

    Продолжать учить детей:

    1. согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
    2. употреблять существительные с предлогами
      1. в,
      2. на,
      3. под,
      4. за,
      5. около.

    Помогать детям, употреблять в речи имена существительные в форме:

    1. единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей:
      1. утка — утенок — утята;
    1. форму множественного числа существительных в родительном падеже:

     .         ленточек,

      1. матрешек,
      2. книг,
      3. груш,
      4. слив.

    Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать получать: 

    1. из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;
    2. составлять предложения с однородными членами
      1. «Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра».

    Связная речь.

    Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор:

    • во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
    • наблюдений за живыми объектами;
    • после просмотра спектаклей, мультфильмов. 

    Обучать умению вести диалог с педагогом:

    • слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него,
    • говорить в нормальном темпе,
    • не перебивая говорящего взрослого. 

    Напоминать детям о необходимости говорить:

    • «спасибо»,
    • «здравствуйте»,
    • «до свидания»,
    • «спокойной ночи» (в семье, группе).

    Помогать, доброжелательно общаться друг с другом.

    Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.  

© 2025. Техническая поддержка сайта: site-kirov@mail.ru.