Организация досуга детей летом
- Подходите серьезно к планирование досуга ребенка летом.
- Постарайтесь свести к минимуму время проведения его перед телевизором или за компьютером, увеличьте количество и продолжительность прогулок.
- Подберите картотеку подвижных, дидактических игр, которые можно будет предложить ребенку во время прогулки.
- Учитывайте склонность ребенка к активным видам отдыха при планировании досуга.
- Организуйте прогулки, игры, занятия на свежем воздухе вдали от проезжих дорог, транспорта, промышленных предприятий.
- Не меняйтепо возможности режим дня ребенка в летний период. В противном случае ему сложно будет адаптироваться к режиму детского сада.
- Помните о б обеспечении безопасности жизни и здоровья ребенка, т.к. летом увеличивается риск детского травматизма.
- Проводите беседы с ребенком о правилах поведения на улице, игровой или спортивных площадках, в лесу, на водоеме, в общественном транспорте и т.д. Напомните об угрозе, которую представляют собой бездомные животные, ядовитыфе ягоды и грибы.
- Проверяйте исправность спортивного снаряжения (велосипеда, роликовых коньков, сомокати, бадминтона и др.) перед выходом на прогулку. Это поможет избежать травм.
- Организуйте не только прогулки, походы, купания в водоемах, но и познавательные экскурсии, т.к. ребенок одинаково нуждается в удовлетворении потребности в движении и познании окружающего его мира.
- Обязательно делайте что-нибудь с ребенком. Ваше общение станет более эмоциональным и улутшит детско-родительские отношения.
Важные правила в летний период
- Используйте лето для закаливания и оздоровления детей.
- Не забывайте соблюдать режим дня ребенка в летний период.
- Не лишайте его дневного сна.
- Следите за рационом и свежестью продуктов, т.к. многие из них летом быстро портятся.
- Включайте в рацион ребенка больше свежих фруктов, овощей, ягод. Помните, что употреблять немытые продукты нельзя.
- Давайте ребенку четверть стакана воды за 15 минут до приема пищи, что бы повысить аппетит и утолить жажду.
- Не забывайте брать с собой воду, отправляясь с ребенком на длительную прогулку или в поход. Помните, что употреблять воду из случайных истоников нельзя!
- Одевайте ребенка в соответствии с температурой воздуха.
- Не забывайте надеть ребенку головной убор, отправляя на прогулку или в детский сад.
- Наблюдайте за состоянием ребенка при длительном прибывании на открытой площадке, при солнечной погоде. Если ребенок пожаловался на плохое самочувствие, переместитесь с ним под навес или в тень.
- Напомните ребенку основные правила поведения перед прогулками в лес: "при переходе через дорогу, держать взрослого за руку", "не уходить далеко, бытиь в поле видимости взрослого", "Не рвать и не есть, грибы, ягоды, растения" и т.д..
- Следите за тем, чтобы ребенок вымыл руки после прогулки. Соблюдение элементарных правил убережет его от кишечных инфекций.
- Осматривайте ребенка на предмет укусов насекомых, в частности клещей, после прогулки и посещения леса.
- Немедленно обратитесь к врачу, если заметили клеща на теле ребенка.
- Заранее продумывайте деятельность ребенка в течение дня, чтобы удовлетворить его потребности в движении и познании окружающего мира.
- Выделяйте в режиме дня ребенка наблюдений, эксперементирования, продуктивной деятельности (например рисование на свежем воздухе и т.д.).
- Не забудьте ознакомится с рекомендациями по организации досуга ребенка в летний период, оказанию первой медицинской помощи (при укусах, отравлениях, солнечном и тепловом ударах), правилами поведения в лесу, на водоемах, на дорогах и улицах.
Правила поведения в лесу
- Предупредите кого-нибудь из друзей, родственников или соседей, о том, что вы сдетьми отправляетесь в лес или на пикник.
- Продумайте заранее, что взять с собой: спички, нож, зонт, компас, длждевой плащ, заряженный телефон, дополнительный аккумулятор, фонарик, карту, еду и т.д.
- Наденьте яркую одежду и легкую, удобную обувь. Желательно, чтобы на обежде были приметные рисунки или светоотражающиеся элементы.
- Возьмите с собой теплую одежду, если планируете длительную прогулку в лесу.
- Проведите с детьми инструктаж, правила поведения на прогулке, в лесу.
- Не отпускайте одних детей на прогулку в лес.
- Следите за передвижением детей во время прогулки. Не оставляйте их в лесу без присмотра.
- Делайте перекличку, в т.ч. в игровой форме, и пересчет группы, если много детей.
- Ведите себя тихо в лесу, чтобы не напугать лесных жителей.
- Объясните детям, что в лесу нельзя рвать цветы, ломать деревья, ловить насекомых ради забавы.
- Напомните им о том, что нельзя пробовать на вкус ягоды, грибы, растения, а также приближаться к животныи и змеям.
- Не мусорите в лесу.
- Не сжигайте мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов. Заберите его с собой. Бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно сжечь.
- Не бросайте горячие спички и окурки, бутылки или осколки стекла. Все это может спровоцировать пожар в лесу.
- Не разводите костры в местах с сухой травой и не выжигайте траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
- Если вы обнаружили очаг небольшого пожара, которые оставили другие отдыхающие, попытайтесь погасить его с помощью подручных средств (земли, воды, песка, веника из зеленых листьев, одежды).
- Разведите костер для приготовления пищи на открытой поляне. Окольцуйте место для разведения костра минерализованной полосой шириной не менее 0,75 - 1 метра. Не забудьте о первичных средствах пожаротушения (2 - 3 лопаты, ведра).
- Не используйте для розжига костра, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и не оставляйте без присмотра недогоревший костер.
- Не подпускайте детей близко к огню и горячим предметам.
- Засыпте костер песком или землей, залейте его водой до полного прекращения тления перед уходом домой.
- Расскажите детям о том, как обозначить свое местоположение в лесу, если потерялся.
- Не уходите с места, где остановились, если кто-либо из компании потерялся. Попытайтесь докричаться до него.
- Не паникуйте, если заблудились. В спокойном состоянии, вы быстрее найдете дорогу.
- Попытайтесь определить направление, откуда вы пришли.
- Прислушивайтесь, возможно, вы услышите крики людей, шум машин.
- Идите по течению воды, если вы находитесь у водоема.
- Ориентируйтесь по деревьям, мху, растениям: мхи и лишайники растут с северной стороны деревьев; годовые кольца на пнях толще с южной стороны; кроны деревьев с южной стороны гуще; муровейники располагаются с южной стороны деревьев и пней.
- Звоните родным или в службу спасения (телефон 112 или 01), если самостоятельно выбраться не смогли.
Как научить ребенка делать подарки
- Формируйте у ребенка желание отдавать, делится (например, своими игрушками со сверстниками), делать приятное окружающим с раннего детства.
- Расскажите ребенку, что подарки любят и дети, и взрослые. Что подарки - это вещь, которую мы дарим по собственному желанию и навсегда.
- Объясните, что подарки дарят не только на праздник (день рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.), но и чтобы выразить благодарность, признательность, любовь, дружбу, симпатию, сочувствие.
- Объясните ребенку, что подарок необязательно должен быть большим, дорогим, купленным в магазине и т.д. Его можно сделать своими руками. Пусть это будет поделка или рисунок, которую он сможет сам подарить кому-то из членов семьи. Кроме того, для этого не нужно ждать особого повода.
- Не заставляйте ребенка делать подарок, он должен захотеть этого сам.
- Искренне благодарите ребенка за сделанный подарок. Это закрепит у него желание что-то подарить в дальнейшем.
- Приобщайте ребенка к совместному выбору подарков для всех членов семьи. Расскажите, что нужно учитывать разные обстоятельства: соответствие подарка поводу, возрасту, полу, пожеланиям и интересам того, кому он предназначается, оригинальность, полезность подарка.
- Объясните, что дарить нужно то, что интересно и необходимо одаряемому, а не самому дарителю, а также то, что подарки дарят не за поступки, аиз-за отношения к человеку.
- Привлекайте ребенка к оформлению подарка, его упаковке и вручению. Вкладывая свой труд, фантазию, частичку души, украшая подарочную коробку, он научится получать от этого удовольствие, не будет бояться высказывать пожелания.
- Привлекайте ребенка к участию в семейных поздравлениях. Со временем, это станет для него нормой, и ему не придется напоминать о том, что нужно поздравить маму с днем рождения, 8 марта и т.д.
- Прививайте ребенку умение получать подарки: учите говорить слова благодарности, проявлять внимание к подаренному, разворачивать упаковку при получении и т.д.
- Не допускайте демонстративную оценку и обсуждению подарка, если он вам не понравился при ребенке. В противном случае он быстро научится крпировать такое поведение, и однажды вам придется из-за этого краснеть
Рабочая программа учителя-логопеда
Преодоление фонетических нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся (воспитанникам) ДОУ по преодоление фонетических нарушений речи.
Основными задачами Логопедического пункта являются:
- Своевременно выявлять нарушения развития речи воспитанников; определять их уровень и характер.
- Устранять фонетические нарушения.
- Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопедический пункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Продолжительность занятий для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста) составляет:
- индивидуальных 10 – 15 минут,
- подгрупповых 20 – 25 минут.
Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников.
Комплектование Логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу. В первую очередь в Логопедический пункт ДОУ зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.
Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы ДОУ ежедневно в часы, свободные от НОД в режиме дня по графику, утвержденному приказом руководителя ДОУ.
Учитель-логопед самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально-ориентированные коррекционные мероприятия.
Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
Содержание коррекционной работы в подготовительной группе
Разделы, задачи |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
Развитие общих речевых навыков развитие речевого дыхания; формирование умения произвольно изменять силу, тембр, высоту голоса; формирование навыка голосовоспроизведения на мягкой атаке, в спокойном темпе; совершенствование дикции, интонационной выразительности речи. |
игры и упражнения, направленные на формирование общих речевых навыков; имитационные упражнения |
информационная поддержка родителей; разучивание скороговорок чистоговорок, четверостиший |
Развитие произносительной стороны речи активизация и совершенствование движений речевого аппарата; формирование правильного уклада отсутствующих и искаженно произносимых звуков, автоматизация их |
артикуляционная гимнастика; речевые упражнения; дидактические игры, направлены на формирование произносительной стороны имитационные упражнения правильное звукопроизношение |
консультация логопеда; разучивание скороговорок чистоговорок, четверостиший, позволяющих закрепить на уровне слогов, слов, предложений. речи; |
Развитие фонематической стороны речи и навыков языкового анализа и синтеза упражнения в различении на слух гласные и согласные звуки; определения наличия или отсутствия звука в слове; формирование умения определять позицию гласного и согласного звука в слове; обучение навыкам элементарного языкового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных слов. |
обучение, объяснение, повторение; дидактические игры; упражнения и задания для формирования элементарных умений по языковому анализу и синтезу |
информационная поддержка родителей; упражнения и задания для формирования элементарных умений по языковому анализу и синтезу |
Развитие слоговой структуры слова закрепление навыка практического употребления различныхслоговых структур и слов доступного звукослогового состава |
дидактические игры; речевые упражнения и задания для формирования правильной слоговой структуры слов; игры с элементами соревнования |
консультация логопеда |
Развитие лексической стороны речи расширение, уточнение, активизация словарного запаса на основе систематизации и обобщении знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем; введение в речь сложных, многозначных слов. Знакомство со словами в переносном значении, однокоренными; обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными; продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами; введение в речь простых и сложных предлогов. |
дидактические игры по формированию пассивного и активного словарного запаса; разучивание стихотворений |
чтение и разучивание стихов |
Совершенствование грамматического строя совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени; закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже; формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме простого будущего и сложного будущего времени. |
дидактические игры, направленные на формирование грамматической стороны речи; речевые задания, упражнения; разучивание |
чтение и разучивание стихов; беседа |
Развитие связной речи повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков; расширение навыка построения разных типов предложений; обучение распространению предложения введением в него однородных членов; упражнение в составлении наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; обучение составлению коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов – описаний, пересказов; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога. |
дидактические игры; творческие задания; коммуникативные тренинги; моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций |
информационная поддержка родителей |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения ознакомление с гласными и согласными буквами; формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения с этими буквами; обучение написанию. |
дидактические игры, позволяющие подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения; задания и упражнения, способствующие овладению грамотой; ребусы; кроссворды. |
информационная поддержка родителей; беседы, рекомендации. |
Предполагаемые результаты логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи с обучающимися (воспитанниками)подготовительной к школе группы:
- Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильное оформление звуковой стороны речи.
- Правильная передача слоговой структуры слов, используемых в речи.
- Использование в самостоятельной речи простые распространенные и сложные предложения, владение навыками объединения их в рассказ.
- Владение элементарными навыками пересказа.
- Владение навыками диалогической речи.
- Владение навыками словообразования.
- Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка.
- Использование в общении слов различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений)
- Нахождение в предложении слова с заданным звуком, определение места звука в слове.
- Различение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
- Называние последовательности слов в предложении, слогов и звуков в словах.
- Осуществление элементарного звукового анализа и синтеза.
- Владение элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов, коротких предложений.
- Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
- По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
- По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп», «Рождественская звезда», «Наш любимый поэт Пушкин»
- По обеспечению преемственности дошкольного общего и начального общего образования «Здравствуй, школа!»
Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:
- Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
- Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
- Конкурс портретов «Моя мама»
- Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
- По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
- По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
- Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
- По физическому развитию «Весёлые старты»
- Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
- По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
- По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп», «Рождественская звезда», «Наш любимый поэт Пушкин»
- По обеспечению преемственности дошкольного общего и начального общего образования «Здравствуй, школа!»
Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:
- Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
- Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
- Конкурс портретов «Моя мама»
- Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
- По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
- По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
- Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
- По физическому развитию «Весёлые старты»
По воспитанию уважения к традициям своей семьи и к сверстникам и созданию положительного микроклимата в группе:
- «Моя любимая игрушка»
- «День рождения»
- «Моя любимая книжка»
- «Альбом выходного дня»
- Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Традиционно воспитанники и педагоги участвуют в районных творческих конкурсах:
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Талисман года», «Дорога и мы», «Зелёный огонёк!»
- По профилактике и формированию основ пожарной безопасности «Я б в пожарные пошёл…», «Безопасность глазами детей»
- По художественно-эстетическому развитию «Новогодний калейдоскоп»
Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне учреждения:
- Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
- Конкурс поделок из бросового материала «Зимние фантазии»
- Конкурс портретов «Моя мама»
- Творческий конкурс «Сказки Пушкина»
- По профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Три сигнала светофора»
- По формированию основ пожарной безопасности «Осторожно, ёлка!», «Пожарная безопасность»
- По воспитанию любви к родному городу «Блистательный Санкт-Петербург»
- Конкурс рисунков на асфальте ко Дню защиты детей «Моё счастливое детство», «Звонкое лето!»
- Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Воспитанники, родители и педагоги участвуют в конкурсах на уровне группы:
- Поделки из природного материала «Дары осени».
- Поделки из бросового материала «Новогодняя игрушка»
- «Покормите птиц зимой»
- «Сигналы светофора»
- «Четыре времени года»
- «Мир вокруг меня»
{spoiler title=Младшая группа (от 3 до 4 лет) opened=0}
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4 лет
В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.
Дети уже могут постепенно выходить за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В этом возрасте развивается перцептивнаядеятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия —переходят ксенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5- 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Параметры описания социальной ситуации развития |
Младший дошкольный возраст (3-4 года) |
Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. Две сферы социальных отношений: 1. «ребенок – взрослый» 2. «ребенок – дети» |
|
Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми |
|
Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. |
|
Ведущий вид деятельности |
Игровая деятельность |
Развитие психических функций:
|
|
Особенности личности:
|
|
Кризис:
|
|
Поведение взрослого в кризисе ребенка |
|
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Приучать детей общаться спокойно, без крика. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я.
Постепенно формировать образ Я.
Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья.
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад.
Обращать внимание детей:
- на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
- на различные растения, на их разнообразие и красоту
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Формировать у детей:
- чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
- уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
- бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.
- положительное отношение к детскому саду.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения вовремя еды, умывания.
Приучать детей:
- следить за своим внешним видом;
- правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;
- насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом:
- умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание.
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, 35 вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд.
Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:
- готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.),
- после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
Труд в природе.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых.
Формировать положительное отношение к труду взрослых.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Знакомить с правилами поведения в природе:
- не рвать без надобности растения,
- не ломать ветки деревьев,
- не трогать животных и др.
Безопасность на дорогах.
Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать:
- проезжую часть дороги,
- тротуар,
- понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
- переходить дорогу, держась за руку взрослого.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах:
Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами:
- не засовывать предметы в ухо, нос;
- не брать их в рот.
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Формировать навыки безопасного поведения в играх:
- с песком,
- с водой,
- со снегом.
Формирование элементарных математических представлений
Количество.
Развивать умение видеть общий признак предметов группы:
- все мячи – круглые,
- эти – все красные,
- эти — все большие и т. д.
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
- различать понятия
- «много»,
- «один»,
- «по одному»,
- «ни одного»;
- находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
- понимать вопрос
. «Сколько?»;
- при ответе пользоваться словами
. «много»,
- «один»,
- «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Учить понимать вопросы:
- «Поровну ли?»,
- «Чего больше (меньше)?»;
Отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа:
- «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше»
- «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина.
Сравнивать предметы:
- контрастных и одинаковых размеров;
- при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения:
- длине,
- ширине,
- высоте,
- величине в целом, обозначать результат сравнения словами:
- длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине,
- широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине,
- высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте,
- большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
Форма.
Познакомить детей с геометрическими фигурами:
- кругом,
- квадратом,
- треугольником.
Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними, различать пространственные направления от себя:
- вверху – внизу,
- впереди — сзади (позади),
- справа — слева.
Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.
Учить ориентироваться в контрастных частях суток:
- день – ночь,
- утро – вечер.
Развитие речи
Развивающая речевая среда.
Продолжать помогать детям, общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений:
- спроси,
- выясни,
- предложи помощь,
- поблагодари и т. п..
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу:
- «Скажите: „Проходите, пожалуйста“»,
- «Предложите: „Хотите посмотреть...“»,
- «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“».
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом:
- «Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»,
- «Предложи Саше сделать ворота пошире»,
- «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“».
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания:
- картинки,
- книги,
- наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Уточнять названия и назначение предметов:
- одежды,
- обуви,
- головных уборов,
- посуды,
- мебели,
- видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные
- детали и части предметов:
- у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы,
- качества:
. цвет и его оттенки,
- форма,
- размер,
- особенности поверхности:
- гладкая,
- пушистая,
- шероховатая,
- некоторые материалы и их свойства:
. бумага легко рвется и размокает,
- стеклянные предметы бьются,
- резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму,
- местоположение:
- за окном,
- высоко,
- далеко,
- под шкафом.
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы:
- тарелка — блюдце,
- стул — табурет — скамеечка,
- шуба — пальто — дубленка.
Учить понимать:
- обобщающие слова:
- одежда,
- посуда,
- мебель,
- овощи,
- фрукты,
- птицы и т. п.;
- называть части суток:
- утро,
- день,
- вечер,
- ночь;
- называть домашних животных и их детенышей,
- овощи и фрукты.
Звуковая культура речи.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах:
- гласные:
- а,
- у,
- и,
- о,
- э
- и некоторые согласные звуки:
. п — б — т — д — к — г;
- ф — в;
- т — с — з — ц.
Развивать:
- моторику речедвигательного аппарата,
- слуховое восприятие,
- речевой слух и речевое дыхание,
уточнять и закреплять:
- артикуляцию звуков.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи.
Продолжать учить детей:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- употреблять существительные с предлогами
- в,
- на,
- под,
- за,
- около.
Помогать детям, употреблять в речи имена существительные в форме:
- единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей:
- утка — утенок — утята;
- форму множественного числа существительных в родительном падеже:
. ленточек,
- матрешек,
- книг,
- груш,
- слив.
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать:
- из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;
- составлять предложения с однородными членами
- «Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра».
Связная речь.
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор:
- во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
- наблюдений за живыми объектами;
- после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом:
- слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него,
- говорить в нормальном темпе,
- не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить:
- «спасибо»,
- «здравствуйте»,
- «до свидания»,
- «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать, доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.